Содержание материала
Сюжет и режиссерские решения
«Молчание ягнят» — это не классический фильм ужасов, как говорят многие. Это мощнейший психологический триллер. Силу воздействия на зрителей невозможно сравнить ни с каким другим кинотворением. Невероятная жестокость и реалистичность показа некоторых сцен, однако, относят его к категории «ужасов». Ни один человек перед экраном не остается спокойным, в страхе хватается за подлокотники кресел.
Сюжет закручен вокруг Клариссы Старлинг, выпускницы школы ФБР, и гениального маньяка-каннибала, садиста с наклонностями меломана и художника, Ганнибала Лектора. Волею судеб ей приходится обращаться за помощью к нему в поисках «ключиков» для поимки другого маньяка Буффало Билла.
Бывший практикующий психиатр, доктор Ганнибал Лектор испытывает почти сексуальное удовольствие от бесед с юной героиней Джоди Фостер. Шантажом вынудив рассказать о своей непростой жизни в обмен на некоторые сведения о Буффало Билле, он с наслаждением слушает рассказ о смерти отца героини.
Особое напряжение идет с экрана при повествовании о том, как юная Кларисса пыталась спасти хотя бы одного ягненка, обреченного на заклание на ферме у своего дяди, и как у нее это не получилось. С тех пор по ночам ее мучают кошмары с криками маленьких ягнят, которым она не может помочь. Он с лету понимает и говорит ей, что, как только маньяк будет пойман, «ягнята замолчат».
Наслаждаясь душевными переживаниями Клариссы, безумный психиатр, волей или неволей, помогает ей поймать другого садиста-маньяка. Эта помощь оказывается намного эффективнее, чем содействие окружающих мужчин-полицейских. Проанализировав мотивы, с которыми действует агент ФБР Кларисса Старлинг, он отказывается от ее преследования, даже вырвавшись из тюрьмы.
Наблюдая за дуэтом (Лектор-Старлинг), неожиданно ловишь себя на мысли, что безумный гений выступает в роли отца-учителя, каким бы диким ни показалось такое предположение. А «дочь», хоть и панически боится, тем не менее, внимает каждому слову, пытаясь разобраться в хитросплетении намеков и загадок, исходящих от страшного наставника.
Третьим по значимости персонажем в триллере стал Буффало Билл – маньяк, похищающий девушек. Он запирает их в яме и морит голодом. Когда кожа на женщинах обвисает, убивает, вырезает пласты кожи. После этого шьет из этого «материала» одежду. Буффало Билл — личность, заблудившаяся между мужчиной и женщиной. Родившись мальчиком, он всю жизнь мечтает стать женщиной. Страшный эпизод, когда из горла жертвы патологоанатом достает личинку насекомого «Мертвая голова», повествует о мечте маньяка о перерождении.
Главной режиссерской находкой стало противопоставление, действие на контрастах. В фильме показан опасный, сильный убийца и слабый следователь. Садист сидит в клетке за бронированным стеклом, в жуткой маске, казалось бы, не дающей надежды вырваться. Смирительная рубашка и цепи практически полностью ограждают мир от ужасного психопата. Но чем больше такой атрибутики, тем беззащитнее и уязвимее кажется окружающая жизнь.
Как ни странно, но сюжет в этой киноленте – не главное. Он даже кажется «притянутым за уши», надуманным и нереальным, что только подчеркивает хитросплетение отношений между персонажами, психологические проблемы социума.
Видео
О «Молчании ягнят»
Энтони Хопкинс и Джоди Фостер вспомнили о съёмках «Молчания ягнят». Актёр рассказал, что впервые услышал об этом фильме в 1989 году, когда участвовал в пьесе «М. Баттерфляй» в Лондоне.
Мой агент прислал мне сценарий и сказал: «Почему бы тебе не прочитать его? Этот фильм называется „Молчание ягнят“». А я спросил: «Разве это не детский фильм?». Тогда стоял жаркий летний день, и я приступил к чтению сценария. После прочтения первых десяти страниц я сразу позвонил агенту. Я сказал: «Мне действительно предложили сыграть в этом фильме? Я хочу знать. Это лучший сценарий, который я когда-либо читал». Энтони Хопкинс
Затем Хопкинс поужинал с режиссёром «Молчания ягнят» Джонатаном Демме. Тот подтвердил актёру, что роль Ганнибала Лектера действительно достаётся ему.
После этого состоялась первая встреча между Хопкинсом и Фостер. Между собой они почти не разговаривали — до прослушивания. Джоди Фостер вспомнила, что боялась заговорить со своим коллегой после того, как увидела его в образе Ганнибала Лектера. В свою очередь, самому Хопкинсу тоже было боязно разговаривать с ней — ведь Фостер получила «Оскар» в 1989 году, всего за год до съёмок.
Мы просто помахали друг другу через комнату и сели за стол. И как только Энтони начал читать свои строчки, то я почувствовала холодок на своей спине. В некотором смысле, мне было страшно разговаривать с ним после этого. Джоди Фостер
Уже на первом прослушивании Энтони Хопкинс знал, каким голосом будет разговаривать его герой. Он ориентировался на звучание компьютера HAL-9000 из «2001: Космической одиссеи» Стэнли Кубрика. Тот разговаривал с людьми чрезвычайно тихо и вежливо, и Лектер должен был звучать так же.
Кроме того, режиссёр консультировался с ним насчёт постановки некоторых сцен. Именно Хопкинс решил, что Ганнибал Лектер должен безмолвно стоять при первой встрече с Клариссой Старлинг, словно он почувствовал её запах издалека.
Но актёр не всегда был уверен в своих возможностях. Всё дело в том, что он сомневался, сможет ли подобающе сыграть американца. Но Джонатан Демме убедил его в обратном.
Я, конечно, нервничал. Англичанин, а точнее житель Уэльса, вроде меня, играет американского серийного убийцу. И я помню, что когда камера впервые снимала меня, Джонатан сказал: «Боже мой. Прямо в точку. Хопкинс, ты такой странный!». И я ответил: «Спасибо». А ещё съёмочная команда хотела, чтобы в мою камеру вошла девушка-световик, и я спросил у неё: «Что ты делаешь в моей камере?». И режиссёр лишь промолвил: «Боже мой». И я тогда знал, что потянул за нужный рычаг. И как только вы найдёте этот рычаг, то держитесь за него — и вперёд. Энтони Хопкинс
Джоди Фостер иначе относилась к своей роли. Она понимала, что её героиня сильно отличается от Лектера — внешне Кларисса кажется хрупкой, но внутри она сильна.
Для меня Кларисса неразрывно связана с её голосом, потому что она была тем человеком, которую напугала смерть ягнят, их предсмертные крики и то, что она не могла никак им помочь. Мама спросила меня: «Почему ты хочешь сыграть эту героиню, такую тихую и похожую на серую мышку?». А в Клариссе была эта робость. Ей было стыдно, что она не такая большая и сильная, как другие, что ей приходится преодолевать недостатки её собственного тела. И я поняла, что в этом заключается её сила. В каком-то смысле она была похожа на жертв серийного убийцы — девушек из маленького городка. И тот факт, что она могла соотнести себя с этими девушками, делал её героем. Джоди Фостер
Хопкинс вспомнил, что съёмки «Молчания ягнят» казались ему очень странными. Утром и днём он запугивал героиню Джоди Фостер, а вечером ужинал с ней. Он считает, что это был удивительный опыт для него.
Фостер с ним согласна. Этот фильм разделил её жизнь на «до» и «после».
Этот фильм — приключение, изменившее жизнь нас обоих. Джоди Фостер