Прием кластер на уроке. Что это такое и как его использовать. Примеры

Кластер – это …

Для начала выясним, что обозначает слово в переводе с английского языка. «Cluster» — это «скопление, рой».

Если рассматривать шире, то кластер – это объединение каких-либо однородных элементов в единое целое. Кластер, как результат объединения, обретает новые уникальные свойства, дополнительно к тем, которые имеют элементы, из которых он состоит.

Далее проанализируем наиболее актуальные сферы применения этого понятия.

Видео

Кластер, как витрина: быть, а не казаться?

Именно поэтому, помимо определения специализации для мегаполиса, например, Москвы, где есть много разных кластеров, возникает задача — показывать не отдельный кластер, а всю себя как территорию инноваций – для горожан Москву, а для всего мира вскоре, скорее всего и весь российский инновационный потенциал.

Поэтому понятно и логично стремление Москвы к созданию платформы Инновационного кластера: необходимо и очертить весь потенциал, и объяснить, и представить горожанам и заявить стране\миру, то есть агрегировать инновации во всех имеющихся направлениях, развить новые.

Участникам кластеров нужны витрина и площадка для общения людей из разных отраслей, в том числе для более эффективного продвижения продукции за границей и создания кросс-отраслевых решений. Идея правильная – только слово «суперкластер» запутает людей. Я за то, чтобы найти другое слово, а использовать механизмы развития кластеров.

Кластерный вокабюляр и не только

Кластер – это не ассоциация или формальное объединение компаний. Хотя разные сети, объединения однозначно работают на кластер и в большинстве ситуаций не мешают. Хотя…важно отслеживать, чтобы такие ассоциации не обязывали стать участником, потому что компании малого бизнеса, например, не всегда будут стремиться куда-то вступить. Главное для кластера – чтобы люди и компании приходили в него, выбирали эту территорию или экосистему в этот период своего развития, на какое-то время оставались тут.

В традиционном понимании кластер – это территория, на которой на расстоянии 2-3 часа езды друг от друга расположено много компаний разного размера (малый, средний, крупный бизнес, стартапы), университеты, технопарки, инкубаторы, разные научно-исследовательские и другие организации, НКО, СМИ, работающих по определенной теме. Концентрация обычно составляет 130 и больше участников (даже в аэрокосмосе и авиации). Именно такой количественный размах «имеет значение» и переходит в качественный – таким образом в одном месте появляется много правильных людей по теме специализации кластера и в результате формируется разнообразие – кластеру нужны люди, которые думают и действуют по-разному. Одна корпорация или компания формируют определенный образ мышления, привычки, модели, а кластер позволяет за них выходить.

Спортивный кластер

Спортивный кластер – это группа спортивных объекто

Спортивный кластер – это группа спортивных объектов, которые создают больший спектр самых разнообразных возможностей для занятий спортом. Причем не только для профессиональных спортсменов, но и для обычных любителей спорта и физической культуры.

Спортивным кластером не обязательно должен быть ряд крупных сооружений. Скажем ледовый дворец, плавательный бассейн, футбольный стадион и пр. В такой кластер можно выделить комплекс небольших спортивных сооружений – площадок, объединенных на одной локальной территории.

Сюда может входить воркаут – занятия на турниках,

Сюда может входить воркаут – занятия на турниках, урбан футбол – небольшие боксы для минифутбола, стритбол – уличный баскетбол, зоны бокса – площадки с боксерскими грушами, зона для настольного тенниса и для волейбола, беговая дорожка.

Такой кластер не только полезен, но и обладает наи

Такой кластер не только полезен, но и обладает наибольшей привлекательностью, поскольку объединяет на одной территории представителей разных спортивных направлений, а также дает возможность заниматься разными видами спорта.

Правила оформления кластера на уроке

В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.

Кластер в экономике

Объясню значение этого термина в экономической сфере на примере.

Допустим, на одной территории (например, в одном регионе) осуществляют свою деятельность несколько предприятий (что это?), которые являются обособленными друг от друга, но в то же время продукция каждого из них является сырьем (или комплектующими, составляющими) для других предприятий.

Следовательно, между всеми предприятиями существуют крепкие производственные связи, что, в свою очередь, укрепляет экономику в регионе в целом.

Таким образом, кластеры в экономическом аспекте являются успешным механизмом для развития регионов.

Например, доля кластеров в формировании ВВП (что это?) США составляет 61 %. В нашей стране этот показатель ниже в разы.

Основные характеристики кластера в экономике:

  1. наличие на ограниченной территории основных отраслей + достаточное количество трудовых ресурсов (что это?) для этих отраслей;
  2. развитие сопутствующей инфраструктуры (что это такое?);
  3. наличие технологических связей между компаниями кластера и, как следствие – их технологическая взаимозависимость.
Для России более привычна формулировка «Территориа

Для России более привычна формулировка «Территориально-производственный комплекс» (ТПК). Но между кластерами и ТПК есть много различий:

  1. ТПК создается искусственным образом, а кластер формируется в зависимости от запросов рынка;
  2. ТПК организуется на территориях с имеющейся инфраструктурой, а кластеры – на развивающейся;
  3. Компании кластера нацелены на удовлетворение потребностей конечного потребителя, а ТПК – на создание промежуточного продукта.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в реалиях сегодняшних дней наиболее актуальной моделью функционирования экономических объектов на отдельных территориях являются кластеры.

Пример кластера в истории

Занимаясь историей, можно составлять кластеры, которые помогут лучше понять изучаемую тему. Выделив ключевое слово, можно составить к нему несколько подходящих определений. В приведенной ниже схеме такое ключевое слово показано красным шрифтом.

В красных кружках определяем блоки второго уровня,

В красных кружках определяем блоки второго уровня, от которых уже идут тематические определения.

Для кластера в истории основным определением является выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке.

Создавать кластеры при изучении истории можно на любую тему. Данная технология поможет понять изучаемую тему.

Использование кластеров характерно в большей степе

Использование кластеров характерно в большей степени для школьного обучения.

Пример

В качестве примера приведем составление кластера на уроке обществознания при изучении темы «Монархия». В самом начале работы учащиеся высказывают все имеющиеся у них знания по данному вопросу, предположения и ассоциации. Например: форма правления, власть, глава государства, царь, монарх, единовластие. Учитель фиксирует их на доске. Далее следует чтение параграфа из учебника. В ходе ознакомления с материалом (или по результату прочтения), схема дополняется новыми фактами. Учитель дописывает их, используя цветной мел. Итогом урока должен стать анализ полученной картины, с обсуждением верности или неверности первоначальных суждений и обобщением полученной информации.

Теги