Значение слова ИДЕОЛОГИЯ. Что такое ИДЕОЛОГИЯ?

Идеология: история термина

Во всех временах существовали группы людей, которые манипулировали общественным мнением ради собственных интересов. Само понятие вошло в обращение в начале XIX века. Автором термина идеология стал Антуан Дестют де Траси.

Мыслитель предложил это слово как название науки, которая изучает происхождение идей. Общество и научный круг не приняли данный термин как научную дисциплину. Однако термин идеология люди стали использовать для обозначения любой концепции идей, которые преследуют определённые цели.

Вестминстерский словарь теологических терминов

идеология

 ♦ (ENG ideology) совокупность идей, на к-рых основывается некий способ мышления и подход к изучению вещей. Их иногда жестко придерживаются и навязывают другим. Теология освобождения подчеркивает, что отдельные политические, экономические и общественные И. играют доминирующую роль в теологических формулировках или видах деятельности. Они могут вступать в противоречия с идеями Евангелия.

Видео

Политология. Словарь терминов

идеология

(от греч. idea — идея и logos — учение: учение об идеях) — в пространстве промышленной культуры осмысление политической и иной со­циальной структуры с позиций обособленного субъекта познания. Развитие науки в Западной культуре привело к господству «объект­ного» осознания предмета. Объект и субъект познания в этой парадигме жестко противопоставлены и разделены, задача человека — осмыслить предмет так, как он есть в себе. В обществе такое познание затруднено и проблематично, поскольку люди осмысливают свой внутренний опыт, а он всегда частичен. К частичности опыта присоединяются ценностные ориен­тации и цели деятельности людей и их различных корпораций, которые мо­дифицируют содержание знания об общества. Развитие свободы в Западной политике привело к возникновению ли­берального сознания, которое становится оппозиционным по отношению к господствующей государственной ментальности, которая до этого момента была доминирующей. Возникает дихотомия официальной и оппозиционной идеологии, которые взаимодействуют сложным образом, в зависимости от соответствия общества и государства. Особенно жестко эта дифференциа­ция идеологий проявляется с появлением радикализма, в особенности, пролетарского, в частности, марксизма. Идеология получает развитие в трех основных формах, которые выра­жали аспекты основы и тенденции эволюции промышленной культуры. К этим формам идеологии относятся консерватизм, либерализм и радикализм. К консерватизму тяготеют традиционные политические силы, выражающие ин­тересы наличной культуры. Либеральная идеология выразила содержание развитой промышленной культуры. Радикализм, критически осмысливая ре­альность, нацеливал оппозиционеров в отношении к наличной культуре на революционно-реформационные действия по кардинальному преобразованию общества. Политическая и идеологическая история промышленной Европы представляет собой, по сути дела, историю взаимодействия, борьбы поли­тических субъектов консервативной, либеральной и радикальной ориента­ции. Проблема идеологии тесно связана с управлением обществом, с проб­лемой насилия и, соответственно, с судьбами практически всех людей планеты. Поэтому в современном обществе делаются попытки разделить идеологию и утопию (К.Ясперс, К.Мангейм и др.). Идеология позволяет обосновать господство в политике и обществе исторически актуализиро­ванных субъектов, способствовать их превращению в политическую элиту. Утопия ориентирована на псевдоисторию, позволяет актуализироваться мнимым политическим и социальным субъектам. В реальности социализация утопии как консервативной, так и радикальной, приводит к социальным деструкциям и к росту насилия. В современном мире насилие приобрело форму Апокалипсиса, поэтому проблема утопичности политической деятель­ности становится одной из самых актуальных проблем. В то же время раз­делить идеологию и утопию принципиально невозможно, это противоречие разрешается в практической сфере. Поэтому можно констатировать, что мощь человечества, которая создана в постиндустриальном обществе, востребует новую идеологию и новую организацию планетарного сообщест­ва. Отрицательные стороны идеологии привели к возникновению попыток отказаться от этой «нестрогой и субъективированной» формы осмысления общества и обоснования форм деятельности в нем. Эта «идеология» полу­чила название «деидеологизации» (Д.Белл). Но практика показала утопич­ность этой идеи, поскольку принципиально невозможно создать альтерна­тивное «неидеологичное» осознание общества. Очевидно, что снижение уровня корпоративности и спекулятивности идеологического сознания связано с развитием политической и общечело­веческой культуры. В постмодернистском ментальном и плюралистичном по­литическом пространствах идеологическая актуализация осуществляется за счет бесцензурного открытого взаимодействия множества культурно-поли­тических субъектов. Получает востребованность интегративная идеология, в основе которой зафиксирована идея сотрудничества, а не противоборс­тва различных идеологических и политических субъектов. Для современной России характерна в высшей степени неопределенная и спекулятивная идеология. Коротец И.Д.

Идеология: структура

Любой вид системы общих ценностей и мнений рассматривается в формате трёхуровневой модели:

  1. Установка мировоззрения — это начальный уровень зарождения идеологии. Первые шаги власть осуществляет, составляя список теорий. На этом этапе формируют основу, а именно общие правила, нормы поведения и морали, принципы видения мира и нравственные ориентиры.
  2. Социально-политическая философия — это второй шаг изучает составляющие части власти, а именно её истинную сущность (справедливость, права, виды собственности). На данном этапе формируют политические, экономические и социальные принципы.
  3. Практические действия — это составление и осуществление планов. На окончательном этапе правительство следует программе действий, чтобы выполнить заранее объявленные цели или сохранить старый порядок.

Зачем государству идеология

Идеология всегда завязана на политику: она оценивает и оправдывает (или критикует) текущий политический курс, объясняет, как власть должна достигать поставленных целей.

«Любая развитая идеология создается, поддерживается и совершенствуется , а не ».

Виды и примеры

Чтобы немного лучше понять, что такое идеология, стоит разобраться со способами классификации и рассмотреть несколько примеров. Классифицировать идеологии можно по большому количеству разных признаков, но чаще всего используются такие основания как:

  • носители (групповые, корпоративные, национальные идеологии);
  • масштабы притязаний (локальные, глобальные);
  • отношение к действительности (консервативные, прогрессивные);
  • предполагаемый способ воплощения идей (революционные, реформистские);
  • сфера интереса идеологии (социально-политические, экономические, национально-этнические).

Очевидно, что в качестве оснований классификации могут выступать и другие признаки, но именно перечисленные используются чаще всего. В частности, одной из наиболее удобных и наглядных является классификация по сферам, на которые распространяется идеология. В ней принято выделять четыре группы:

  • Экономические (капитализм, социализм, коммунизм).
  • Социально-политические (консерватизм, либерализм, анархизм).
  • Национально-этнические (национализм, расизм, шовинизм).
  • Прочие (феминизм, меритократия, гуманизм, трансгуманизм).

Также бывает удобно разделять все идеологии на две большие группы: традиционные и нетрадиционные. Рассмотрим их подробнее.

Функции идеологии

Как мы уже выяснили, идеология это не просто система идей, а инструмент, выполняющий определённые функции. Среди этих функций в первую очередь стоит отметить следующие:

  • Мобилизующая. Здесь подразумевается мобилизация народных масс на решение определённых задач. Она вдохновляет и даёт силы тем, кто уже заинтересован, а также склоняет колеблющихся.
  • Социализирующая. Объединение и сплочение людей, формирование общей культуры и социально-политического сознания.
  • Нормативно-регуляторная. Одна из основных задач идеологии заключается в том, чтобы устанавливать правила поведения, нормы морали и нравственности.
  • Контролирующая. Если в обществе господствует определённая идеология, сами представители этого общества будут следить за тем, чтобы все соблюдали действующие правила.
  • Санкционирующая. Нередко идеология служит инструментом, позволяющим государству санкционировать те или иные политические действия, добиваться народной поддержки.

Существуют и другие важные функции, которые в той или иной мере выполняет идеология: воспитательная (формирование у молодёжи нужных взглядов), познавательная (объяснение мироустройства), оценочная (формирование понимания того, что хорошо, а что плохо), консолидирующая (сплочение общества) и прочие функции.

Теги