Содержание материала
- Кинематика точки
- Ускорение точки при прямолинейном движении
- Ускорение точки при движении по окружности
- Ускорение точки при движении по кривой
- Видео
- Единица измерения
- Как рассчитать ускорение: формулы
- Для прямолинейного движения
- Для равноускоренного движения
- Для равнозамедленного движения
- Нахождение ускорения через массу и силу
- Тангенциальное и нормальное ускорение
- Скорость и ускорение
- Нормальное и тангенциальное ускорения
Кинематика точки
Вектор ускорения материальной точки в любой момент времени находится путём дифференцирования вектора скорости материальной точки по времени:
.
Ускорение точки при прямолинейном движении
Если вектор не меняется со временем, движение называют равноускоренным. При равноускоренном движении справедливы формулы:
.
Частным случаем равноускоренного движения является случай, когда ускорение равно нулю в течение всего времени движения. В этом случае скорость постоянна, а движение происходит по прямолинейной траектории (если скорость тоже равна нулю, то тело покоится), поэтому такое движение называют прямолинейным и равномерным.
Равноускоренное движение точки всегда является плоским, а твёрдого тела — плоскопараллельным (поступательным). (Обратное, вообще говоря, не верно)
Ускорение точки при движении по окружности
w = wτ + wn
Тангенциальное ускорение — направлено по касательной к траектории, обозначается wτ (aτ). Является составляющей вектора ускорения a. Характеризует изменение скорости по модулю.
Центростремительное или Нормальное ускорение — возникает при движении точки по окружности, обозначается wn. Является составляющей вектора ускорения w. Вектор нормального ускорения всегда направлен к центру окружности, а модуль равен:
Угловое ускорение — показывает, на сколько изменилась угловая скорость за единицу времени, и, по аналогии с линейным ускорением, равно:
Направление вектора здесь показывает, увеличивается или уменьшается модуль скорости. Если векторы углового ускорения и скорости сонаправлены, значение скорости растёт, и наоборот.
Ускорение точки при движении по кривой

Разложение ускорения по сопутствующему базису для движения в плоскости
Вектор ускорения можно разложить по сопутствующему базису
:
,
где
— величина скорости,
— единичный касательный к траектории вектор, направленный вдоль скорости (касательный орт),
— орт нормали к траектории,
— орт бинормали к траектории,
— радиус кривизны траектории.
Известно, что , называемое бинормальным ускорением, всегда равно нулю.
Векторы и
называются касательным (тангенциальным) и нормальным ускорениями соответственно.
Видео
Единица измерения
Ускорение рассчитывается путём деления метров в секунду (м/с) на секунды (с). Деление расстояния по времени вдвое равно делению расстояния на квадрат времени. Таким образом, единицей ускорения СИ является метр в секунду в квадрате (м/с²). Чтобы было весело изучать физику, можно рассмотреть несколько интересных примеров в таблице.
ᾱ ( м/с²) | Событие |
0,5 | гидравлический лифт |
0,63 | ускорение свободного падения (УСП) на Плутоне |
1 | лифт на кабеле |
1,6 | ускорение свободного падения на Луне |
8,8 | Международная космическая станция |
10—40 | механический прямолинейный старт пилотируемой ракеты |
20 | космический челнок |
9,8 | УСП на Земле |
20—50 | американские горки |
80 | предел устойчивой человеческой терпимости |
0—150 | тренировочная центрифуга |
600 | автоматические подушки безопасности |
1 млн | пуля в стволе пистолета |
24,8 | УСП на Юпитере |
Другая часто используемая единица — ускорение силы тяжести g. Поскольку все знакомы с влиянием гравитации на физические объекты, это делает их удобным стандартом для сравнения ускорений. Все чувствуют себя нормально при 1 g, вдвое тяжелее при 2 g и невесомо при 0 g. Эта единица измерения имеет значение 9,80665 м/с², но для повседневного использования достаточно 9,8 м/с², а 10 м/с² удобно для быстрых подсчётов.
Как рассчитать ускорение: формулы
Для прямолинейного движения
Прямолинейное движение — механическое движение, при котором траектория тела — прямая линия.
В этом случае ускорение находится по следующим формулам:
\(a\;=\;\frac{\mathrm V}t\)
\(a\;=\;\frac{2S}{t^2}\)
\(a\;=\;\frac{V^2}{2S}\)
Где \(a\) — достигнутое ускорение тела, \(S\) — пройденный путь (расстояние), \(t\) — затраченное время.
Время отсчитывается от начала движения тела.
При прямолинейном равномерном движении ускорение по модулю равняется нулю.
Для равноускоренного движения
Равноускоренное движение — прямолинейное движение с постоянным положительным ускорением (разгон).
При таком виде движения ускорение определяется по формуле: \(a\;=\;\frac{V-V_0}t\), где \(V_0\) и \(V\) начальная и конечная скорости соответственно, \(a\) — достигнутое ускорение тела, \(t\) — затраченное время.
Для равнозамедленного движения
Равнозамедленное движение — прямолинейное движение с постоянным отрицательным ускорением (замедление).
При таком виде движения ускорение находим по формуле: \(a\;=-\;\frac{V-V_0}t\), где V и V начальная и конечная скорости соответственно, a — достигнутое ускорение тела, t — затраченное время.
Нахождение ускорения через массу и силу
Принцип инерции Галилея:
Если не действовать на тело, то его скорость не будет меняться.
Система отсчета (СО) — система координат, точка отсчета и указание начала отсчета времени.
Инерциальная система отсчета (ИСО) — это СО, в которой наблюдается движение по инерции (соблюдается принцип инерции).
II закон Ньютона:
В инерциальных системах отсчёта ускорение, приобретаемое материальной точкой, прямо пропорционально вызывающей его силе, совпадает с ней по направлению и обратно пропорционально массе материальной точки.
или
\(\overrightarrow a=\frac{\overrightarrow F}m\)
Тангенциальное и нормальное ускорение
Если записать скорость как \( \vec v = v\hat \tau \), где \( \hat \tau \) — орт касательной к траектории движения, то (в двухмерной системе координат):
\( \vec a = \dfrac {d(v\hat \tau)} {dt} = \)
\( = \dfrac {dv} {dt} \hat \tau + \dfrac {d\hat \tau} {dt} v =\)
\( = \dfrac {dv} {dt} \hat \tau + \dfrac {d(\cos\theta\vec i + sin\theta \vec j)} {dt} v =\)
\( = \dfrac {dv} {dt} \hat \tau + (-sin\theta \dfrac {d\theta} {dt} \vec i + cos\theta \dfrac {d\theta} {dt} \vec j)) v \)
\( = \dfrac {dv} {dt} \hat \tau + \dfrac {d\theta} {dt} v \hat n \),
где \( \theta \) — угол между вектором скорости и осью абсцисс; \( \hat n \) — орт перпендикуляра к скорости.
Таким образом,
\( \vec a = \vec a_{\tau} + \vec a_n \),
где \( \vec a_{\tau} = \dfrac {dv} {dt} \hat \tau \) — тангенциальное ускорение, \( \vec a_n = \dfrac {d\theta} {dt} v \hat n \) — нормальное ускорение.
Учитывая, что вектор скорости направлен по касательной к траектории движения, то \( \hat n \) — это орт нормали к траектории движения, который направлен к центру кривизны траектории. Таким образом, нормальное ускорение направлено к центру кривизны траектории, в то время как тангенциальное — по касательной к ней. Тангенциальное ускорение характеризует скорость изменения величины скорости, в то время как нормальное характеризует скорость изменения ее направления.
Движение по криволинейной траектории в каждый момент времени можно представить как вращение вокруг центра кривизны траектории с угловой скоростью \( \omega = \dfrac v r \), где r — радиус кривизны траектории. В таком случае
\( a_{n} = \omega v = {\omega}^2 r = \dfrac {v^2} r \)
Скорость и ускорение
Средняя скорость – векторная физическая величина, равная отношению вектора перемещения к промежутку времени, за которое оно произошло
А теперь представим, что промежуток времени уменьшается, уменьшается, и становится совсем коротким, стремится к нулю. В таком случае о средней скорости говорить на приходится, скорость становится мгновенной. Те, кто помнит основы математического анализа, тут же поймут, что в дальнейшем нам не обойтись без производной.
Мгновенная скорость – векторная физическая величина, равная производной от радиус вектора по времени. Мгновенная скорость всегда направлена по касательной к траектории.
В системе СИ скорость измеряется в метрах в секунду
Если тело движется не равномерно и прямолинейно, то у него есть не только скорость, но и ускорение.
Ускорение (или мгновенное ускорение) – векторная физическая величина, вторая производная от радиус-вектора по времени, и, соответственно, первая производная от мгновенной скорости
Ускорение показывает, как быстро изменяется скорость тела. В случае прямолинейного движения, направления векторов скорости и ускорения совпадают. В случае же криволинейного движения, вектор ускорения можно разложить на две составляющие: ускорение тангенциальное, и ускорение нормальное.
Тангенциальное ускорение показывает, как быстро изменяется скорость тела по модулю и направлено по касательной к траектории
Нормальное же ускорение характеризует быстроту изменения скорости по направлению. Векторы нормального и тангенциального ускорения взаимно перпендикулярны, а вектор нормального ускорения направлен к центру окружности, по которой движется точка.
Здесь R – радиус окружности, по которой движется тело.

Нормальное и тангенциальное ускорения
Рассматривая движение материальной точки по криволинейной траектории, удобно вектор полного ускорения разложить на две взаимно перпендикулярных компоненты: aτ –тангенциальное и an –нормальное ускорение:
Вектор тангенциального ускорения имеет направление вдоль касательной, а нормальное ускорение — вдоль нормали к траектории. Модуль тангенциального ускорения является первой производной по времени от модуля скорости:
Модуль нормального ускорения зависит от радиуса кривизны траектории в данной точке траектории и модуля скорости:
∣aτ∣=aτ=v˙
Вектор полного ускорения является векторной суммой тангенциального и нормального ускорений:
a=aτ+an
Модуль полного ускорения находят по теореме Пифагора:
a=∣a∣=aτ2+an2=v˙2+R2v4
Движение точки называется ускоренным, если численное значение ее скорости увеличивается со временем, то есть а> движение точки называется замедленным, если численное значение ее скорости уменьшается со временем, то есть а<. Если aτ=, то материальная точка совершает равномерное движение, а если an= – движение по прямой (прямолинейное движение). Величины aτ и an характиризуют скорость изменения в соответствии с численным значением и направлением скорости движущейся материальной точки.