Содержание материала
Смысл названия
Реквием – это богослужение по умершим (в католической церкви). Вспоминая «заповеди» акмеизма, можно сказать, что название поэмы Ахматова выбирала не как символ, но как непосредственное, подлинное, почти исповедальное отражение своих душевных переживаний, горьких потерь, и это заставляет по-новому взглянуть на все содержание ахматовского «Реквиема». Смысл заглавия обозначает ее траур по жертвам репрессий и их родственникам.
Традиционно название «Реквием» означает и некоторое разочарование, несет в себе негативный подтекст. Всем известен «Реквием» Моцарта и «Реквием по мечте» Хьюберта Селби. Вот и у Ахатовой это слово приобретает мрачный оттенок, в котором есть место не только тоске, но и обиде, злости и опустошению.
Видео
Суть: о чем произведение?
Хотя произведение и автобиографично, невозможно отделить личную драму Анны Ахматовой от несчастных судеб множества других людей. Поэма «Реквием» — это многоголосая исповедь миллионов людей, вложенная в уста несчастной матери осужденного сына.
Основные события в поэме «Реквием» крутятся вокруг тюремных стен. В поэме мы узнаем о том, как сына арестовывают, как его мать обивает пороги, страшась смерти своего ребенка, как тягостно тянутся дни ее семнадцатимесячной пытки. Она вспоминает свою беззаботную юность «царскосельской веселой грешницы», еще не подозревавшей о длинных тюремных очередях, которые ей придется отстоять.
Мать в отчаянии предрекает сыну гибель, но «светлый день» приносит новость о ссылке. И хотя неизбежность приговора не могла быть неизвестна лирической героине, «каменным словом» он падает на «еще живую грудь» безутешной матери.
Героиня спрашивает у смерти: «Ты все равно придешь – зачем же не теперь?». Последний раз она видит «страшные глаза сына», отпуская его в неизвестность.
Через боль утраты родного сына рождается в поэме образ горюющей Богородицы, матери распятого Иисуса Христа. Ее священный образ – образ эпохи.
Лирическая героиня соединяет свою судьбу с судьбами миллионов людей, заклиная поставить ей памятник на том месте, где «триста часов» простояла героиня и тысячи таких, как она.
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Возможный вариант ответа 1 группы.
Гневный голос поэта – страдающего гражданина своей страны – слышится в шести главах поэмы. Ахматова, продолжая пушкинскую традицию (роль поэта – ,,глаголом жечь сердца людей”), уже в эпиграфе заявляет о своей позиции
– ,,Я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был». Ахматова не называет в эпиграфе точного места и времени – ,,я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был”. ,,Тогда” – ,,в страшные годы ежовщины”, ,,там” — в лагере, за колючей проволокой, в ссылке, в тюрьме – значит вместе; не говорит ,,на родине” − создаёт образ через отрицание ,,не под чуждым небосводом”.
,,Вместо предисловия” − это своего рода завещание поэту, наказ ,,написать”. Завещание – потому что все стоящие в этой очереди отчаялись, живут в своём мире страха. И только поэт, разделяя судьбу народа, может громко заявить о происходящем.
Правдиво отражать реалии жизни, даже в ситуации, когда люди боятся об этом говорить – вот задача поэта. Голос поэта вновь услышан читателем в 3 и 4 главах: ,,Нет, это не я, это кто-то другой страдает. Я бы так не могла”.
Этот голос, описывающий события словно ,,со стороны”, зазвучит в 10 главе, которая является поэтической метафорой: поэт, увидев как бы со стороны, передаёт всю трагедию, происходящую с Матерью. Каждая из матерей, потерявших сына, подобна Богоматери, и нет таких слов, которые способны передать её состояние, ощущение ею вины, её бессилие при виде страданий и смерти сына. Поэтическая параллель продолжается: если Иисус погиб, искупая все грехи человечества, то за что погибает сын, чьи грехи он должен искупить? Не палачей ли своих? Богоматерь уже много веков оплакивает каждого невинно гибнущего ребёнка, и любая мать, теряющая сына, степенью своей боли близка к ней.
В 10 главе мать вновь уступает поэту право повествовать, мы видим обращение к библейской теме. 10 глава – поэтическая метафора, с помощью которой поэт, увидев как бы со стороны, передает всю трагедию, происходящую с Матерью. Каждая из матерей, потерявших сына, подобна Богоматери. Обратим внимание, что поэт слышит только голос сына, речь Иисуса, но не слышит голос Матери. Нет таких слов, которые способны передать ее страдания при виде страданий и смерти сына. Если продолжим проводить параллель, то увидим следующее: Иисус, Богоматерь – сын, которого уводили на рассвете, и мать, кричащая семнадцать месяцев подряд. Возникает вопрос: если Иисус погиб во имя человечества, искупив все грехи мира, то ради чего погибает сын, чьи грехи он должен искупить? Ответа найти невозможно, так как туда, ,,где молча Мать стояла,//так никто взглянуть и не посмел?. В образе Богоматери сливаются все матери мира, детей которых убивают во имя чужой идеи. И вот постепенно к ,,Эпилогу”, его первой части, голоса сливаются: голос матери и поэта начинают звучать воедино ,,И я молюсь не о себе одной,//А обо всех, кто там стоял со мною”.
Приложение 2
Возможный вариант ответа 2 группы.
Голос матери слышится в семи главах (1,2, 5-9). Этот рассказ о прошедшем, о своей судьбе, о судьбе сына монотонный, как молитва, напоминает причитание или плач: ,,Буду я, как стрелецкие жёнки, под кремлёвскими башнями выть” (написан в соответствии с традициями фольклорных жанров: обилие повторов – тому подтверждение: ,,тихо” − ,,тихий”, ,,жёлтый месяц” − ,,жёлтый месяц”, ,,входит” − «входит”, ,,эта женщина”− ,,эта женщина”; появление образов реки, месяца). Приговор судьбы уже осознан: безумие и смерть как высшее счастье воспринимаются и спасение от ужаса жизни. Природные силы предрекают тот же самый итог.
В пятой главе глаголы: кричу, зову, кидалась, не разобрать, ждать, глядит, грозит − передают отчаяние матери. Лирический Герой поначалу действует, старается что-то предпринять, чтобы узнать о судьбе сына, но нет больше сил сопротивляться, наступает оцепенение и покорное ожидание гибели. Всё перепуталось в её сознании, ей слышится звон кадильный, видятся пышные цветы и следы куда-то в никуда, и светящаяся звезда становится роковой и скорой гибелью грозит. Лирический Герой находится в оцепенении, и на неё обрушивается очередной удар-приговор.
7 глава – это кульминация в повествовании о судьбе сына, но на переднем плане – реакция матери. Приговор произнесён, мир не рухнул. Но сила боли такова, что голос Лирический Герой срывается на внутренний крик, задавленный нарочито будничным, монотонным перечислением странных дел, который обрывает речь на полуслове. Приговор убивает, прежде всего, надежду, что помогало Лирическому Герою жить. Теперь жизнь не имеет смысла, более того, она становится непосильным грузом. Это подчеркивает антитеза. О сознательности выбора говорит не только отказ от жизни, но и подчёркнуто спокойная манера рассуждения.
Выбор встает перед матерью (Как перенести гибель сына.) Первый – всё забыть и жить дальше («Надо память …») Вслушайтесь в лирическое раздумье-распутье: «Надо снова научиться жить, а не то…». Многоточие – фигура умолчания. Второй: Она видит ещё один выход – смерть.
Для неё неприемлема такая плата за существование-плата ценою собственного беспамятства. Такому выживанию она предпочитает смерть Альтернатива жизни – смерть.
Каждая из глав монолога матери становится всё более трагичной. Особенно поражает лаконизм девятой: смерть не приходит, память жива. Она становится главным врагом: ,,Надо память до конца убить”. И на помощь не приходят ни поэт, ни историк – горе матери очень личное, она страдает одна.
Приложение 3.
Возможный вариант ответа 3 группы.
Исторические реалии растворены во многих главах. Когда всё происходит? В страшные годы ежовщины”. Где? ,,Там, где мой народ, к несчастью, был” − в России, в Ленинграде. Непосредственно голос историка слышен в двух главах – во ,,Вступлении” и во второй части ,,Эпилога”.
Эпоха, в которую суждено страдать народу, описана достаточно образно и зримо, очень жёстко: ,,безвинная корчилась Русь под кровавыми сапогами и под шинами ,,чёрных марусь”. Кто жертва? Весь народ, ,,осуждённых полки”. Кто палач? Он только однажды назван: ,,Кидался в ноги палачу”. Он один. Зато есть его помощники, разъезжающие на ,,чёрных марусях”. Их определяет только одна деталь – ,,верх шапки голубой”. Поскольку они нелюди, о них больше нечего сказать. Палач не назван, но ясно: он – Хозяин страны.
В последней главе представлена история истерзанной души народа: одна половина его в тюрьмах – это мужья и сыновья, другая половина – в тюремных очередях, это матери и жёны. В этой очереди вся Россия.
В последней главе голос поэта и историка подавляется женским криком – воем. С ним слит голос матери. Как наказать палача? Тоже стать палачом? На помощь нужно призвать память. Она единственный союзник историка.
Композиция
При изучении анализа произведения«Реквием» следует отметить, что данная поэма отличается своим композиционным построением от других поэм. Первоначальный замысел Ахматовой – создать цикл законченных отдельных стихов. Как следствие, создаётся впечатление, что поэма написана стихийно, урывками, отдельными частями.
- Первые главы («Посвящение» и «Вступление») являются прологом поэмы. Благодаря им читатель узнаёт место и время действия произведения.
- Последующие 3 и 4 главы представляют собой исторические параллели между горькой участью матерей всех времен. Лирическая героиня вспоминает свою молодость, не ведавшую горя, арест сына, последовавшие за ним дни невыносимого одиночества.
- В 5 и 6 главах мать терзается предчувствием смерти сына, её пугает неизвестность. Это и 7 глава – кульминация поэмы, апофеоз страданий героини.
- 7 глава – страшный приговор, сообщение о ссылке сына.
- 8 глава – мать в порыве отчаяния взывает к смерти, она хочет принести себя в жертву, но уберечь от злой участи своего ребёнка.
- 9 глава – тюремное свидание, навсегда запечатлевшееся в памяти несчастной женщины.
- 10 глава – всего в нескольких строках поэтесса проводит глубокую параллель страданий своего сына с мучениями безвинно распятого Христа, а свою материнскую боль сопоставляет с тоской Богородицы.
- В эпилоге Ахматова призывает людей не забывать тех страданий, которые перенёс народ в страшные годы репрессий.